Каждый человек, независимо от того, в какой стране он живет и на каком языке разговаривает, свои детские и юные годы проводит в школе. Как бы не называлась она — школа, school, ecole, scuola — ее суть остается неизменной. Это учебное заведение, в котором дети получают среднее образование. Но почему она называется именно так, а не как-нибудь иначе? С чего все началось и когда?
История возникновения и развития школ настолько глубоко уходит в древность, а за долгие века произошло так много событий и собралось так много интересных сведений и фактов, что впору издавать «школьную книгу рекордов Гиннеса».
Вот лишь немногие из них:
— своим названием школа обязана древним грекам. «Схоле» произносили в Древней Греции, что значит «отдых» или «досуг», «приятное времяпровождение». Во время «схоле» древнегреческие философы вели умные разговоры и поучительные беседы. Позднее у мудрых философов и мыслителей появились ученики и «схоле»стало означать учебный процесс, а затем и здание или помещение, где проходило обучение. С течением времени «схоле» преобразовалось в «школу». Так было положено начало.
— несмотря на пронесшиеся по планете века, многочисленные войны и разрушительные природные явления, удалось сохраниться самому древнему университету. Он находится в Марокканском городе Фес, называется Аль-Каруин и был основан Фатимой аль-Фахри в 859 году. И хоть звание университета Аль-Каруин получил лишь в 1947 году, все равно он признается «самым старейшим постоянно действующим университетом» и по праву занимает свое место в книге рекордов Гиннеса.
Вот еще интересные факты, доказывающие вековую преемственность учебных процессов:
— современные пазлы ведут свое происхождение с XVIII. Их родоначальником стал англичанин Джон Спилберг. Разрезав географическую карту и наклеив ее кусочки на деревянные дощечки, он создал первое учебное пособие, помогающее лучше изучать карты. Впоследствии, эта идея была использована при создании пазлов;
— известная фраза «всыпать по первое число» произошла благодаря школьному процессу и начало использования ведет со стародавних времен, когда во время обучения применялась порка. Учитель имел право наказать розгами нерадивых и непослушных учеников. Наказание в России было регламентировано — не более 20 розг в месяц. Некоторые ученики получали свою месячную порцию сразу, поэтому до первого числа их больше не пороли.
Некоторые современные интересные сведения о школах
— учебный год в разных странах начинается в разное время. Так школьники Новой Зеландии, Австралии, Сингапура, Гватемалы начинают занятия в январе. Дети стран Латинской Америки и Южной Кореи новый учебный год встречают в феврале или марте, японские школьники — в апреле, таиландцы — в мае, филиппинцы — в июне. Но в основном в странах Европы, США, Канады, Вест-Индии, Мексики, Азии, Африки и Ближнего Востока день знаний выпадает на сентябрьские дни;
— в китайских школах в программу обучения включены обязательные зарядки и упражнения. Занятия начинаются с утренней зарядки, после третьего урока обязательные расслабляющие упражнения для глаз, а в 14-00 еще одна общешкольная зарядка. В школах Китая большое внимание уделяется физическим упражнениям, ведь учатся китайские дети много. Продолжительность учебного дня 8 часов (с 8-00 до 16-00);
— в школах Японии нет уборщиц. Все помещения школы и ее территорию убирают сами школьники после занятий;
— система оценки знаний учеников в школах разных стран отличается. Например, в США оценки ставятся в буквенной системе — A, B, C, D, F; в Греции — по 20-ти бальной (с 0,0-0,9 «неудовлетворительно» до 18,5-20,0 «отлично»). В Чехии хорошие и плохие отметки поменялись местами — 1 «отлично», а 5 «недостаточно». Самая интересная система в Китае — буквенная (A, B, C, D, F) и процентная (0-100%). А вот в Японских школах оценок не ставят. Выполненные задания просто отмечаются, а знание материала проверяется тестированием по 100 бальной системе;
— в Норвегии дети проходят обучение в нескольких школах — в начальной, старшей начальной, средней и старшей. Характерной особенностью норвежского образования является строгое разделение учеников по возрастным группам, при этом каждая школа располагается в отдельном здании, то есть малыши не обучаются вместе со старшеклассниками. Главной задачей норвежских школ является воспитание в детях любви к природе и бережному к ней отношению. Поэтому много уроков проводится на открытом воздухе в лесу, возле озер, на полянах. Школьников учат правильно разводить костер, понимать поведение животных и птиц, разбираться в природных явлениях, ходить в походы. Часто уроки проводят профессиональные сказочники (вполне официальная профессия в Норвегии);
— в школах Финляндии отсутствует такой важный предмет, как «дневник». Но это не значит, что родители не имеют возможности контролировать процесс обучения. Все оценки учеников вносятся в классный электронный журнал в национальной системе Wilma. Вообще финское образование отличается демократичностью и чуткостью по отношению к детям. Школьникам разрешается не выходить к доске, если у них нет такого желания. Для малышей это способ преодолеть стресс в период адаптации к учебному процессу. А вот старшеклассники, как правило, эту привилегию не используют, поскольку считают отказ выйти к доске проявлением слабости характера;
— в школах Англии огромное значение уделяется культуре речи школьников. Для развития правильной речи и расширения словарного запаса, детям 11-18 лет запрещено использовать разговорный сленг и сокращать слова.
Некоторые школы поражают своей уникальностью:
— подземная школа в городе Рестон, США. Была построена в период энергетического кризиса в 70-е годы. Представляет собой здание, засыпанное землей. Таким образом осуществлялся обогрев школы. Учебное заведение является действующим;
— школа познания через музыку тоже в США. Дети проходят обучение стандартным дисциплинам, но акцент делается еще и на музыкальное образование;
— плавучая школа в Камбодже. Она входит в состав плавучей деревни. Школа вполне действующая. Правда обучаются в ней дети-сироты, которые в ней же и живут;
— школа приключений в США. Это совсем не то, о чем можно подумать. Оказывается, она была создана для поддержания сельского хозяйства. Учащиеся школы получают в ней базовое образование, а кроме этого еще приобретают необходимые знания по ведению фермерского хозяйства. В обучение входит обязательная практика на местных фермах;
— школа без дисциплины ALPHA, Канада. Ее особенностью является полное отсутствие оценок и расписания. Школьники сами выбирают себе занятия и класс, в котором будут обучаться.
Школа…. Какой бы она ни была, с оценками или без, на воде или на суше, она остается в памяти каждого человека добрым воспоминанием, дает первые знания и учит общению.